В развитии ребенка образование и среда
играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и какая среда
лучше всего
развивают потенциальные способности ребенка.
К.Д. Ушинский.
Согласно токовому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки.
Известно, что именно среда может или задерживать развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физических планах) или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Возможен и нейтральный и вариант воздействия среды, когда она не задерживает, но и не стимулирует развитие ребенка.
Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.
На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в дошкольном отделении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе. Необходимо помнить, что развивающая предметно – пространственная среда не окончательна, так как необходимо поэтапно изменять, дополнять и реорганизовывать ее. Созданию и оснащению предметно – пространственной среды в группе необходимо уделять значительное внимание.
Согласно закону «Об образовании» статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» п.4 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Статья 64 Дошкольное образование п. 1 Дошкольное образование направлено
на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.
Актуальность
Именно грамотно организованная развивающая предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогом задачи.
В 2013 году вышли новые ФГОС, в которых указываются требования к предметно – пространственной среде.
1. Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности. То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.
- Гибкость игрового пространства.
3. Полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей).
4. Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
5. Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
В нашем образовательном учреждении реализуется программа «Вдохновение». Данная программа предполагает организовывать развивающую предметно пространственную среду в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Образовательную деятельность строим на основе Технологии «Групповой сбор», в основе которой лежит личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей что является основным принципом построения образовательной деятельности по ФГОС ДО. В нашей группе сформированы такие центры развития:
- Центр «Игр»
- Центр «Познания»
- Центр «Экспериментирования» + «Природа»
- Центр «Книги»
- Центр «Творчества»
- Центр «Конструирования»
- Центр «Физкультура»
- Центр «Театрализации»
Проблема
Проанализировав соответствие развивающей предметно пространственной среды в нашей группе с требованиями ФГОС (Приложение 1), мы пришли к выводу, что необходимо дополнить содержательную насыщенность, добавить гибкости и полифункциональности игровому пространству.
Цель проекта: Создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- создавать условия для физического развития;
- создавать условия для творческого самовыражения по средствам организации гибкости (мобильности) и усовершенствования «Центра творчества»;
- создавать наиболее приемлемые (благоприятные) условия для проявления познавательной активности детей (усовершенствование «Центра познания);
- создавать благоприятные условия для самостоятельной организации детьми сюжетно-ролевых игр;
- создавать условия для участия родителей в жизни групп.
Участники проекта: воспитатели, родители воспитанников, младший воспитатель, ДОУ
Тип реализации: долгосрочный.
Сроки реализации: март 2018-май 2019
читать дальше...
Презентация к проекту
|